Школа менеджмента Бирюч
Общая информация
Новости и события
Наука
Музей и коллекции
Взаимодействие с РПЦ

Базовая концепция дифференциации персонала


«И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божьему сотворил его: мужчину и женщину сотворил их»
Библия, Ветхий Завет, Бытие

Мы все разные. Существуют и разные психотипы людей.
Есть люди, которые тонко чувствуют настроение окружающих вне зависимости от желания последних скрыть, замаскировать свои истинные чувства. Они легко и естественно чувствуют переживания других. Они мгновенно делают вывод относительно того, хорошо или плохо другому человеку. А есть люди, не замечающие разницы между эмоциональным состоянием собеседника и теми словами, которые он может говорить.

Ещё в 17 ‒ 18 веке проводили исследование, при котором людей, осматривающих картины, делили на две группы: те, кто при просмотре полотна рассказывал о возникающих чувствах, и те, кто описывал саму картину: цвета, мазки, их расположение. Лиц первой группы исследователи назвали эмпатичными.

Эмпатичность — это базовое свойство психики, которое предполагает наличие способности определять эмоции окружающих людей, независимо от их вербальных сообщений. Эта способность связана с умением считывать бессознательное людей, совокупность массы микропризнаков, которые в позе, выражении лица человека, в движениях его глаз, дыхании, изменении температуры тела и т.д. отражают его душевные переживания.

Этот дар люди могут использовать по‐разному. Некоторые автоматически переносят на себя эмоцию человека, с которым общаются таким образом, что возникает прямое эмоциональное влияние. Внутренняя потребность таких людей в любой деятельности будет максимально конструктивной по отношению к тем, с кем они выстраивают коммуникации, потому что чужая боль — это их боль, а чужая радость — это их радость. В основе алгоритмов принятия решений и поведения такого человека лежит стремление увеличить совместную радость или уменьшить общую боль. Это одна из главных эмоциональных потребностей, которая, минуя сознание человека, определяет алгоритм достижения цели, определяет модели деятельности.


Именно об эмпатичных людях говорил Николай Фёдоров: «Не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Этот девиз для них является естественным. Они более конкурентоспособны по сравнению с другими для групповых методов работы, для организации взаимного комфортного общения.
Но в тоже время мы видим, что часть людей, которые обладают способностью вчувствоваться, используют её как инструмент диагностики субъекта коммуникаций и создания механизмов максимального удовлетворения своих личных интересов. Для них эмпатия — это «психологический радар», который даёт силу в переговорах, в прогнозировании и построении моделей. Высокоэмпатичные люди в своем большинстве более нацелены на сострадание с других, нежели на использование своей способности для получения индивидуальной выгоды, наживы от этой способности. Это связано с наличием доминант в психике человека. Мы можем говорить, думать, чувствовать глубоко и всестороннее что‐то одно: или как достигнуть большего, или как не упустить имеющееся; или анализировать, что происходит вовне, или думать о чем‐то своем, внутреннем; или сопереживать другому, или стремиться удовлетворить свои потребности и т.д. Поэтому сочувствие, эмпатия к другому сопровождается меньшим эгоизмом (но он, конечно, остается), большей предрасположенностью к коллективной деятельности…

Итак, к характерным особенностям представителей эмпатичной культуры относятся:

  • внутренняя эмоциональная потребность быть в среде себе подобных, сопереживать другим, получать эмоциональную, моральную поддержку от других;
  • эмоциональная потребность автоматического учета интересов окружающих, особенно эмоционально близких людей при своей активности, способность к самопожертвованию ради самых близких (семья, дети, родители и др.);
  • при определенных условиях готовность брать на себя ответственность за судьбу компании при условии, что компания берет на себя ответственность за их судьбу («менять судьбу на судьбу»);
  • материальная компенсация для них — это способ обеспечить общепринятый образ жизни, но при определенных условиях она должна дополняться наличием эмпатичных отношений между людьми.

Но значимость материальной мотивации при этом остается: это повод к коммуникациям, обеспечивающим подтверждение социального статуса, а также механизм акцентирования внимания на целевые показатели.
Мотив их деятельности — комплексный, в котором присутствует место и мотив устремления к справедливой жизни для себя, своих близких и детей.


К характерным особенностям представителей рационально‐достиженческой культуры относятся:

  • особая значимость материальных благ, порой сверхзначимость денег;
  • стремление опираться более на свою силу, свое Я, отсюда и абсолютизация индивидуализма;
  • доминирующая потребность в лидерстве;
  • доминирование собственного «Я»;
  • обмен результатов деятельности на деньги при заданных формальных ограничениях и предоставленных ресурсах;
  • наличие динамических стереотипов, алгоритмов обмена результатов своей профессиональной деятельности на объем получаемых материальных компенсаций от этого.

Мотив их деятельности — комплексный, в котором особое место занимают деньги и власть.

В типовой организационной структуре компании, реализующей социально‐полезную функцию, доля представителей рационально‐достиженческой культуры значительно меньше, чем количество сотрудников, приверженных эмпатичной культуре.
Признавая психотипологические, мотивационные, социальные особенности рационально‐достиженческих и эмпатичных личностей, необходимо признать и необходимость учета дифференциации систем управления персоналом.
Это является условием эффективности концепции дифференциации систем управления персоналом.

Теория коммулятивно‐факторных причин — теория мотивов деятельности — утверждает, что 1/3 мотивирующей силы обеспечивают несколько основных факторов, а 2/3 обеспечивают наличие и соотношение большого количества микрофакторов.
Сама базовая концепция дифференциации систем управления персоналом не даёт однозначной, дихотомической оценки психотипам, она считает, что каждый психотип в рамках бизнес‐деятельности может быть эффективным. Нужно понимать, что люди, имеющие предрасположенность к рационально‐достиженческой культуре эффективны в одних отношениях, в одной среде, а имеющие предрасположенность к эмоциональной культуре — в других отношений, в среде эмпатичных личностей.
Но и понятие эффективности относительно. Эффективность для кого: для коллектива, человека, общества, цивилизации в целом?

Задача Школы менеджмента «Бирюч» состоит в формировании коммуникационных моделей, подборе баланса интересов между коллективом и новым менеджером.

Проблема не в психотипе, а в его соответствии корпоративной культуре. Когда представитель рационально — достиженческой культуры попадает в эмпатичную культуру — это неправильно. Окружающие формируют ожидания от него; не имея привычки выстраивать защиту своих эмоциональных состояний, рациональных потребностей, они ждут сбалансированности в отношениях, судят по себе. Поэтому у них нет необходимости выстраивания психологической защиты от данной личности, хотя это в данном случае нужно делать. И наоборот, когда представитель эмпатичной культуры попадает в рационально‐достиженческую культуру, ему кажется, что всё не так: все предают, никто не хочет понять, считаться с его настроением, переживаниями. Разные психотипы имеют свои особенности мотивации, восприятия окружающих, свою карту мира. Людьми легче управлять, когда карта мира однотипна, Тогда можно под каждый тип выстраивать свою, наиболее эффективную для данных лиц, систему управления. Снижается и психическое напряжение от общения с лицами, имеющими разные критерии принятия решения, разные, в значительной степени противоположные, черты личности. А все это ведет к росту эффективности труда.

Поэтому, задача Школы менеджмента «Бирюч» состоит в том, чтобы разработать методику определения принадлежности менеджера к той или иной культуре и эффективно встраивать представителей обеих культур в производственные и иные отношения, применяя соответствующую систему управления.