Школа менеджмента Бирюч

Взаимодействие с Русской Православной Церковью

Современный высокоэффективный менеджер и Православная Христианская Вера. Много ли общего в этих понятиях? Оперируя понятием «раб», пусть и «божий», с учетом сложившихся ассоциаций в современном общественном сознании, будет ли на сердце менеджера тепло и уют от попыток самоидентификации с этим понятием? Приятно ли будет осознавать менеджеру себя «овцой» в чьем-либо стаде? Так ли велик в общественном сознании статус современного священника, чтобы для менеджера слово пастыря стало значимым? Непростые, очень непростые вопросы. Вот слова Святейшего Патриарха Кирилла из интервью: «Церковная жизнь должна быть служением»; «…мы должны научиться озвучивать вечные истины применительно к сегодняшнему дню, открывая присутствие Христа в современной жизни, в обстоятельствах настоящего времени»; «… от внешнего необходимо двигаться к внутреннему, восприняв Православие как культурную традицию, важно понять и принять ее духовно-нравственное основание». Но обязательно ли менеджеру занимать пассивную позицию и ждать, пока священнослужители придут и вразумят его? Ведь на современном этапе развития совершенствовать образовательную деятельность Церкви непросто. Корни церкви лежат в событиях двухтысячелетней давности, Священное писание оперирует словами, бытовавшими в тех тысячелетиях, многая или почти вся Святоотеческая литература создана столетия назад. Как адаптировать язык прошлых времен к ее восприятию современными менеджерами, живущих в другом ритме и оперирующими совершенно другими понятиями?

Руководство учебного центра «Бирюч» уверено в целесообразности глубокого познания Православия. И не только познания. Принципиально важно, что духовное развитие менеджеров в соответствии с Православной Верой качественно меняет уровень ресурсности менеджеров. Избавляет и защищает от многого плохого и вредного, которое, к сожалению, часто делают менеджеры, в первую очередь, для себя самих. С учетом того, что высшие менеджеры формируют корпоративную культуру компаний, то именно они и несут ответственность за последствия от своих решений, которые выражаются в личностных компетенциях всех сотрудников компании, за соответствие личностных компетенций духовному состоянию, соответствующей или не соответствующей Православной Христианской Вере.

Да, в современной жизни существенную роль играют мощнейшие информационные потоки, обрушивающиеся на наши головы. Разные организации, разные идеи, разные статусные персонажи. Сегодня уже не удивить рассуждениями про Бога, Дьявола, конец света и т.д. Всё это крайне осложняет донесение истин Православной Христианской Веры. В то же время, современные науки — психология и физика — достигли такого уровня развития, что нынешние модели как психических, так и физических явлений подтверждают истины Православной Христианской Веры.

Безусловно, что глубина и сложность духовного мира несравнима с возможной глубиной современных наук. Но актуальность истин, даже самых начальных, такова, что богословные книги и лекции необходимо считать литературой — как можно было убедиться из вышеупомянутого — дающей фундамент для понимания людей и выстраивания правильных отношений.
Богословие различает духовность и нравственность человека. Нравственность (как безупречное поведение в соответствии с заповедями) необязательно свидетельствует о высокой духовности. Духовный мир в богословии — это мир истинных, подчас скрываемых мотивов поведения человека, а ведь это — один из актуальнейших вопросов практического менеджмента. Одна из главных сверхзадач Веры — побуждение человека к познанию имеющихся у него «страстей-страстишек», подчас калечащих жизнь человека. Более того, не сладкая жизнь после смерти, по мнению богословов должна вдохновлять человека к духовному развитию, а ощущение необходимости помощи Христа в избавлении от «страстей и страстишек».

«Много званных, но мало избранных»

В учебном центре вся работа по подбору кадров строится на основе анализа внутренних эмоциональных потребностей персонала, в оценке способности искать меру своих эмоциональных потребностей и методов их удовлетворения.
Главная проблема здесь — «обрезанность» современной молодежи, ограниченность и примитивизм их эмоциональных потребностей, что усложняет или даже исключает саму возможность предполагать наличие в жизни таких категорий, как цели существования человечества, их важности для Бога, такой важности, которая предопределила принесения Иисусом Христом себя в жертву ради спасения человечества. Разве может «обрезанный» понять сущность Христианской веры — принять жертвенный шаг Христа, если такой менеджер никогда ни о ком не беспокоился, кроме самого себя? Но и в бизнесе, о какой мере лояльности к компании можно говорить с таким менеджером? А ведь именно мера лояльности позволяет менеджеру удерживать внимание на образе компании, позволяет изучать ее структуру, искать возможность быть социально-полезным в социальной среде компании.

А основная страсть, с которой призывает бороться церковь, — гордыня! Гордыня не только поддерживает предельное самолюбие и эгоизм, но и исключает возможность анализа негативных сценариев развития ситуации.
«Три важнейших условия или признака называют Святые Отцы при совершении молитв. Это внимание, сокрушение сердца и благоговение».
В современной жизни приходится говорить и анализировать такие же, только по-другому названные личностные компетенции. Внимание, искренность, мера сопереживания многому, что нас окружает, в том числе и личное несовершенство. Восхищение и преклонение перед сложностью мироздания. Как в учебном центре обеспечить личные компетенции современным «вертлявым» выпускникам вузов, какая у них может быть необходимость к познанию природы человека и структуры материального мира?
Жертва Иисуса Христа и ее последствия, соединение ума с сердцем (которое в современном мире называется интуицией второго уровня) — это сопоставление богословия с моделями современной физики. Это будущее. Сейчас нужно сделать первый шаг — помочь всем, курсантам и друг другу осознать свои несовершенства и испытать «сокрушение своего сердца».